Москва, 3-я улица Ямского Поля, д.2, корп.13

   Семья является одним из социальных институтов, который на протяжении наиболее длительного времени играет важную роль в формировании личности индивида на различных этапах его жизненного пути. Влияние семьи в подростковом возрасте охватывает все стороны его личности и происходит практически непрерывно.

Взаимоотношения в семье и их влияние на подростка

Характер взаимоотношений в семье и качество их воздействия на подростка зависят от ряда факторов.

  1. Во-первых, это сложившиеся к этому этапу у подростка индивидуально-личностные особенности.
  2. Во-вторых, особенности семейного климата, стили семейного воспитания, семейная иерархия и т.п.

    Таким образом, как и семья может быть источником формирования девиантного поведения у подростка, так и сам подросток со своими индивидуально-личностными особенностями способен изменять характер взаимодействия внутри семьи или же воздействовать на всю семью в целом. В настоящее время семейная система претерпевает изменения при исполнении своих специфических и неспецифических функций, все больше детей становятся предоставлены сами себе, попадают в компании, для которых девиантное поведение единственный способ заявить о себе.

image_241.jpg

   Обращая внимание на обстоятельства, которые в наибольшей мере способствуют возникновению девиантного поведения в подростковом возрасте в семейном контексте важно отметить следующие ситуации: 

  • а) развод родителей и их занятость своими личными переживаниями; 

  • б) смерть одного из близких родственников; 

  • в) рождение нового ребенка и переключение на него внимания родителей; 

  • г) различные формы насилия над ребенком в семье.

Последствия нарушений в семье

   Зачастую, у детей возникают тяжелые эмоциональные переживания именно из-за нарушений в семье, которые они видят ежедневно. В большинстве случаев ребенок не способен как-либо положительно повлиять на конфликтные ситуации. Это происходит потому, что семейным отношениям принадлежит ведущая роль в системе взаимоотношений личности, а также в силу того, что в семье индивид наиболее доступен воздействию со стороны других членов семьи, его слабости и недостатки наблюдаются наиболее открыто. Это происходит в том случае, если: 

1) семья не является источником эмоциональной поддержки; 

2) отсутствуют адекватные мировоззренческие и ценностные установки, которые могли бы стать для ребенка ярким примером поведенческих реакций в различных жизненных ситуациях.

   С раннего возраста ребенку необходимо чувствовать поддержку и привязанность со стороны родителей. Если родители не могут создать для него подобный благоприятный климат, возникают различные негативные последствия. Первой референтной группой, которая способствует усвоению ребенком норм и правил, выступает семья. В случае, если семья является неблагополучной, усвоение общественных и нравственных ценностей не происходит, что проводит к личностной деградации, которая в подростковый период проявляется в виде асоциального поведения. 

Классификация семей с неблагоприятными условиями для ребенка

   С. А. Беличева дает классификацию семей, которые оказывают неблагоприятное влияние на подростков:

  1. Криминально - аморальные — семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска; 

  2. Аморально - асоциальные — характеризуются антиобщественными установками и ориентациями;

  3. Семьи с откровенно стяжательскими ориентациями — семьи, живущие по принципу «цель оправдывает средства»;

  4. Конфликтные — в которых личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения;

  5. Педагогически несостоятельные - утратившие свое влияние в силу ряда психологических причин.

Деструктивные отношения между детьми и родителями

female-psychologist-talking-to-patients-picture-id850786236-k-6-amp;m-850786236-amp;s-612x612-amp;w-0-amp;h-Pzd2vK-KbFhDLry_UNEnYw3OZ-UsTxs7tt5UO0iiAlQ-.jpg

    При исследовании деструктивных детско-родительских отношений Ждакаева Е. И. выделила сущностные характеристики, которые задают размеренность данного явления:

  1.   Степень эмоциональной связи между ребенком и родителями. Для семей с нарушенными межличностными отношениями характерно условное эмоциональное принятие – то есть ребенку необходимо заслужить любовь своими поступками, либо — это явное или скрытое отвержение. 

  2. Характер межличностного взаимодействия. Он подразумевает использование родителями различных способов коммуникации с ребенком: стиль общения, способы наказания и т. п. В деструктивных семьях преобладает непостоянство и непредсказуемость со стороны родителей. Это может выражаться в необоснованной жестокости по отношению к детям.

  3. Мотивы воспитания. В деструктивных семьях ребенок рассматривается как способ получения различных льгот и привилегий. В процессе воспитания родители авторитарны, пытаются самоутвердиться. При подобном стиле воспитания у ребенка возникает ощущение собственной ненужности.

   Важно также отмечать факторы, которые способствуют предупреждению девиантного поведения. Подростки, имеющие тесные отношения со своими родителями, с большей вероятностью будут обращаться к своим родителям за информацией и рекомендациями и усваивать родительские советы.

Судебный эксперт
Виноградова Анастасия