Семья является одним из социальных институтов, который на протяжении наиболее длительного времени играет важную роль в формировании личности индивида на различных этапах его жизненного пути. Влияние семьи в подростковом возрасте охватывает все стороны его личности и происходит практически непрерывно.
Взаимоотношения в семье и их влияние на подростка
Характер взаимоотношений в семье и качество их воздействия на подростка зависят от ряда факторов.
- Во-первых, это сложившиеся к этому этапу у подростка индивидуально-личностные особенности.
- Во-вторых, особенности семейного климата, стили семейного воспитания, семейная иерархия и т.п.
Таким образом, как и семья может быть источником формирования девиантного поведения у подростка, так и сам подросток со своими индивидуально-личностными особенностями способен изменять характер взаимодействия внутри семьи или же воздействовать на всю семью в целом. В настоящее время семейная система претерпевает изменения при исполнении своих специфических и неспецифических функций, все больше детей становятся предоставлены сами себе, попадают в компании, для которых девиантное поведение единственный способ заявить о себе.
Обращая внимание на обстоятельства, которые в наибольшей мере способствуют возникновению девиантного поведения в подростковом возрасте в семейном контексте важно отметить следующие ситуации:
-
а) развод родителей и их занятость своими личными переживаниями;
-
б) смерть одного из близких родственников;
-
в) рождение нового ребенка и переключение на него внимания родителей;
-
г) различные формы насилия над ребенком в семье.
Последствия нарушений в семье
Зачастую, у детей возникают тяжелые эмоциональные переживания именно из-за нарушений в семье, которые они видят ежедневно. В большинстве случаев ребенок не способен как-либо положительно повлиять на конфликтные ситуации. Это происходит потому, что семейным отношениям принадлежит ведущая роль в системе взаимоотношений личности, а также в силу того, что в семье индивид наиболее доступен воздействию со стороны других членов семьи, его слабости и недостатки наблюдаются наиболее открыто. Это происходит в том случае, если:
1) семья не является источником эмоциональной поддержки;
2) отсутствуют адекватные мировоззренческие и ценностные установки, которые могли бы стать для ребенка ярким примером поведенческих реакций в различных жизненных ситуациях.
С раннего возраста ребенку необходимо чувствовать поддержку и привязанность со стороны родителей. Если родители не могут создать для него подобный благоприятный климат, возникают различные негативные последствия. Первой референтной группой, которая способствует усвоению ребенком норм и правил, выступает семья. В случае, если семья является неблагополучной, усвоение общественных и нравственных ценностей не происходит, что проводит к личностной деградации, которая в подростковый период проявляется в виде асоциального поведения.
Классификация семей с неблагоприятными условиями для ребенка
С. А. Беличева дает классификацию семей, которые оказывают неблагоприятное влияние на подростков:
-
Криминально - аморальные — семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска;
-
Аморально - асоциальные — характеризуются антиобщественными установками и ориентациями;
-
Семьи с откровенно стяжательскими ориентациями — семьи, живущие по принципу «цель оправдывает средства»;
-
Конфликтные — в которых личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения;
-
Педагогически несостоятельные - утратившие свое влияние в силу ряда психологических причин.
Деструктивные отношения между детьми и родителями
При исследовании деструктивных детско-родительских отношений Ждакаева Е. И. выделила сущностные характеристики, которые задают размеренность данного явления:
-
Степень эмоциональной связи между ребенком и родителями. Для семей с нарушенными межличностными отношениями характерно условное эмоциональное принятие – то есть ребенку необходимо заслужить любовь своими поступками, либо — это явное или скрытое отвержение.
-
Характер межличностного взаимодействия. Он подразумевает использование родителями различных способов коммуникации с ребенком: стиль общения, способы наказания и т. п. В деструктивных семьях преобладает непостоянство и непредсказуемость со стороны родителей. Это может выражаться в необоснованной жестокости по отношению к детям.
-
Мотивы воспитания. В деструктивных семьях ребенок рассматривается как способ получения различных льгот и привилегий. В процессе воспитания родители авторитарны, пытаются самоутвердиться. При подобном стиле воспитания у ребенка возникает ощущение собственной ненужности.
Важно также отмечать факторы, которые способствуют предупреждению девиантного поведения. Подростки, имеющие тесные отношения со своими родителями, с большей вероятностью будут обращаться к своим родителям за информацией и рекомендациями и усваивать родительские советы.
Судебный эксперт
Виноградова Анастасия