экспертиза
обучение
сертификация

Москва, 3-я улица Ямского Поля, д.2, корп.13

В статье анализируется право на осуществление медицинской деятельности. Рассматривается ныне действующая процедура допуска к профессиональной деятельности, а также процедура допуска, которая действует с 1 января 2016 г. Оцениваются положительные и отрицательные моменты правового регулирования данного вопроса.

Право на осуществление медицинской деятельности является ключевым в системе организации здравоохранения, именно от него зависит, кто именно будет оказывать профессиональную медицинскую помощь. Данному полномочию посвящена статья 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <*> (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан). Однако подавляющая часть положений (кроме части 5) вступает в силу с 1 января 2016 г. До 1 января 2016 г. действует порядок допуска к профессиональной деятельности, установленный частью 1 статьи 100 Закона об основах охраны здоровья граждан. 

Однако содержание статьи настораживает уже сейчас, поскольку значительно понижает уровень требований к квалификации врача. Ранее действовавшие Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан закрепляли ряд обязательных условий для наделения правом заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью. Во-первых, наличие высшего или среднего медицинского и фармацевтического образования. Образование должно быть получено в Российской Федерации. Во-вторых, гражданин должен иметь диплом и специальное звание. В-третьих, соискатель права на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью должен иметь сертификат специалиста. Выдача сертификата специалиста обусловлена получением послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или прохождением проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. Данный порядок практически сохранен на 3-х летний переходный период. Закон подчеркивает, что сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2016 г., действуют до истечения указанного в них срока.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.

 

С 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Нетрудно увидеть, что добавляется "размытая" фраза "или иное образование". Получается, что для занятия медицинской деятельностью нет необходимости получать именно медицинское образование. Практика показывала, что нередко к медицинской деятельности допускались лица, не имеющие медицинского образования, но к таковым фактам профессиональная общественность чаще относилась негативно и всегда указывала на недопустимость нарушения законодательства. С 2016 г. подобная практика может устанавливаться в полном соответствии с законом. Тем более, что по ряду специальностей могут возникать обоснованные разночтения. Так, область профессиональной деятельности лиц, получивших образование по специальности 030401 "Клиническая психология (квалификация (степень) "специалист")" <*> включает, в том числе, исследовательскую и практическую деятельность в сфере клинической психологии, направленную на решение комплексных задач психологической диагностики, экспертизы и психологической помощи гражданам в учреждениях здравоохранения, а также в сфере частной практики - предоставление психологических услуг или продукции физическим лицам и организациям. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: психологическая диагностика, направленная на решение диагностических и лечебных задач клинической практики и содействия процессам коррекции, развития и адаптации личности; психологическое консультирование в рамках профилактического, лечебного и реабилитационного процессов, в кризисных и экстремальных ситуациях, а также в целях содействия процессам развития и адаптации личности; психологическая экспертиза в связи с задачами медико-социальной (трудовой), педагогической, судебной и военной экспертизы. При характеристике профессиональных задач специалиста Государственный образовательный стандарт неоднократно использует термин "пациент", что создаст определенные вопросы при допуске психологов к медицинской деятельности. Актуализирует проблему также давний спор о разделении психологической и медицинской помощи.

--------------------------------

<*> Приказ Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2057 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030401 Клиническая психология (квалификация (степень) "специалист")".

 

Биологическое образование также позволит претендовать на занятие медицинской деятельностью. Например, государственный образовательный стандарт по направлению подготовки "020400 Биология (квалификация (степень) "магистр") <*> закрепляет, что область профессиональной деятельности таких магистров включает: исследование живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, охрана природы. Объектами их профессиональной деятельности являются, в том числе, биомедицинские технологии.

--------------------------------

<*> Приказ Минобрнауки РФ от 4 февраля 2010 г. N 100 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 Биология (квалификация (степень) "магистр")".

 

Добавим, что есть еще дополнительная профессиональная программа, позволяющая получить квалификацию "менеджер здравоохранения". Она базируется не только на медицинском образовании, но и управленческом, техническом, экономическом.

С 1 января 2016 г. для занятия медицинской деятельностью не потребуется получение специального звания врача. При этом в Государственном образовательном стандарте по специальности 060101 "Лечебное дело" (специалитет) <*> закрепляется: "По окончании обучения по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело наряду с квалификацией (степенью) "специалист" присваивается специальное звание врача". Добавим, что некоторое упрощенчество присутствует и в других статьях Закона об основах охраны здоровья граждан, определяющих статус врача. Например, согласно статье 71 лица, завершившие освоение основной образовательной программы высшего медицинского образования, при получении документа о высшем профессиональном образовании дают клятву врача. Изначально, укажем, что те, кто не получил высшего медицинского образования клятву врача не дают, но, как указывалось выше, могут претендовать на право занятия медицинской деятельностью.

--------------------------------

<*> Приказ Минобрнауки РФ от 8 ноября 2010 г. N 1118 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) "специалист")".

 

Клятва врача дается в торжественной обстановке. Однако по сравнению с ранее действовавшим порядком сейчас факт дачи клятвы врача не удостоверяется личной подписью под соответствующей отметкой в дипломе врача с указанием даты. Данный подход вряд ли можно оценивать положительно. Нередко ссылаются на уже устоявшееся мнение в юридической науке, что Клятва врача - этический документ, не имеющий юридических последствий <*>. А.В.Рифель пишет: "Следует подчеркнуть, что в настоящий момент и "клятва Гиппократа", и Клятва врача имеют одинаково декларативный характер. Они представляют собой освященные многовековой исторической традицией свод важнейших принципов профессиональной этики врача, но полностью лишены правового содержания" <**>. Действительно, клятва является взятием на себя не юридических, а моральных обязательств. Однако в современном мире (и России) налицо тенденция усиления значения именно этических документов в регулировании той или иной профессиональной деятельности. Так, активно внедряются кодексы профессиональной этики в систему государственной службы Российской Федерации. В настоящее время действуют Этический кодекс государственных гражданских служащих Федеральной антимонопольной службы (утвержден Приказом ФАС от 25 февраля 2011 г. N 139), Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации (утвержден 23 марта 2011 г.), Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации (утвержден Приказом Генпрокуратуры РФ от 17 марта 2010 г. N 114) и др. Клятва стала одним из символов врачебной профессии, имеющим давнюю историю, так что отметать ее, признавая не существенным явлением - как минимум, не целесообразно. С таким же успехом следует указывать на нецелесообразность принесения присяги военнослужащим и исполнения гимна государства.

--------------------------------

<*> См., напр.: Комментарий к статье 60//Жданович Т.Г., Михеева Е.А. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (постатейный)//СПС КонсультантПлюс. 2007; Риффель А.В. Правовые аспекты клятвы Гиппократа//Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2006. N 5. С. 204.

<**> Риффель А.В. Правовые аспекты клятвы Гиппократа//Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2006. N 5.

 

С 1 января 2016 г. главное, что надо будет получить лицу, претендующему на занятие медицинской деятельностью, - это свидетельство об аккредитации специалиста. В требовании об аккредитации заложено противоречие с остальными положениями Закона. Согласно части 3 комментируемой статьи, аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В этом понятии можно увидеть требование о наличии медицинского или фармацевтического образования. Об ином образовании в законе уже ни слова. Но во втором предложении дополняется, что наряду с профильным образованием возможно прохождение дополнительных профессиональных образовательных программ. На это указывает словосочетание "а также". Сопоставление частей 1 и 3 статьи 69 не дает окончательного ответа, может ли гражданин, не имеющий медицинского образования, претендовать на занятие медицинской деятельностью. Представляется, что такой подход, принижающий значение профильного медицинского образования, устраняющий звание врача, не способствует повышению роли медицинской профессии, а главное - статуса именно Врача, а не аморфного гражданина, имеющим право на занятие медицинской деятельностью.

К оказанию медицинской помощи могут быть допущены студенты высших и средних медицинских учебных заведений, которые в соответствии с государственным образовательным стандартом обязаны проходить практику. Например, студенты, обучающиеся по специальности "Лечебное дело" (специалитет) проходят производственную практику в статусе помощника младшего медицинского персонала (4 недели на втором семестре), помощника врача (6 недель на восьмом семестре), помощника врача амбулаторно-поликлинического учреждения (4 недели на десятом семестре) и др. Практики проводятся в сторонних организациях - медицинских и научных организациях, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом, основная деятельность которых предопределяет наличие объектов и видов профессиональной деятельности выпускников по данному направлению подготовки (специальности), или на кафедрах и в клиниках вуза.

Порядок допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15 января 2007 г. N 30 <*>, в соответствии с которым к участию в оказании медицинской помощи гражданам допускаются студенты высших и средних медицинских учебных заведений, успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, имеющие практические навыки, приобретенные на муляжах (фантомах), прошедшие предварительные и периодические медицинские осмотры <**>. Участие студентов в оказании медицинской помощи гражданам осуществляется под контролем медицинского персонала, замещающего штатные должности в медицинской организации, при соблюдении медицинской этики и согласия пациентов или их законных представителей. Медицинский персонал, осуществляющий контроль за участием студентов в оказании медицинской помощи гражданам, определяется руководителем медицинской организации. В нормативном акте указывается, что медицинская организация, в которой студенты участвуют в оказании медицинской помощи гражданам, должна оказывать содействие в максимальном получении ими практических навыков.

--------------------------------

<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 8.

<**> Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"//Российская газета. 2011. N 243. 28 октября.

 

Закон об основах охраны здоровья граждан (часть 5, единственная в статье 69, вступила в силу с 1 января 2012 г.) устанавливает, что лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Это правило основывается на принципе преемственности основных образовательных программ профессионального образования. Приказом Минздравсоцразвития России от 19 марта 2012 г. N 239н утверждено Положение о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала <*>.

--------------------------------

Российская газета. 2012. N 141. 22 июня.

 

В соответствии с указанным Положением лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала при наличии академической справки (диплома о неполном высшем профессиональном образовании), подтверждающей освоение основной образовательной программы высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в объеме и по специальности, соответствующим требованиям к образованию, установленным указанным Положением, а также положительного результата сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала (Положение дает перечень соответствующих должностей), подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.

Положение определяет также порядок сдачи экзамена, который сдается лично соискателем на русском языке и включает: тестовый контроль знаний; оценку практических навыков; собеседование.

В завершение: статья 69 Закона об основах охраны здоровья граждан не обошлась без деклараций об ответственности. Часть 7 закрепляет общее правило, согласно которому лица, незаконно занимающиеся медицинской деятельностью и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Неясен смысл введения в действие данной статьи с 1 января 2016 г., так как реализация данной нормы зависит от введения специальных составов в Уголовный кодекс РФ, а не от даты вступления в силу. Статья 1 УК РФ предусматривает: "Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс". Тем более, что в настоящее время в УК РФ статья 235 предусматривает уголовную ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью. Статья 123 УК РФ содержит специальный состав - производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля. Для сравнения: в УК РСФСР содержался специальный состав преступления "Незаконное врачевание" (статья 221): занятие врачеванием как профессией лицом, не имеющим надлежащего медицинского образования. Можно привести пример из уголовного законодательства Китая. Статья 336 УК КНР закрепляет, что незаконное занятие медициной лицом, не получившим статуса профессионального врача, при отягчающих обстоятельствах наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет. То же деяние, приведшее к смерти пациента, наказывается лишением свободы на срок свыше 10 лет и штрафом. Российское законодательство, видимо, предполагает, что что-то подобное должно найти свое отражение в современном УК России. Однако практика действия Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан показала, что декларации об уголовной ответственности так и оставались декларациями и не становились основой для уточнения норм уголовного законодательства. И в данном случае вступление в силу с 1 января 2016 г. части 7 статьи 69 Закона об основах охраны здоровья граждан не будет основанием для привлечения к уголовной ответственности, пока не будет специальных составов в УК РФ.

 

Зав. кафедрой уголовного права

Пензенского государственного

университета, д.ю.н.

Г.Б.РОМАНОВСКИ

Источник: "Главный врач"